«Книга назидания» Усамы ибн Мункиза — уникальный образец автобиографии в истории арабской классической литературы.
Первая половина XII века — время важнейших сдвигов в социальной жизни и культурной ситуации на арабском Востоке, как и по всему Средиземноморью. Для Сиро-Палестинского региона она ознаменовалась расцветом крестоносного движения, значение которого вышло далеко за пределы военно-политической сферы. В конце XI в. на территории современных Израиля, Ливана и САР образовалось несколько «франкских» княжеств, которые перенесли на новую почву феодальные порядки Западной Европы, что не помешало их правящим кругам (преимущественно французского происхождения) и рядовым жителям активно взаимодействовать с местным населением — мусульманами (суннитами и шиитами) и восточными христианами (греко-православными, маронитами, яковитами). Неоднозначной была и реакция арабо-мусульманских элит. Присутствие «неверных» на земле, священной не только для иудейской и христианской, но и для исламской традиции, стало для них вызовом, но перед лицом вторжения «франков» они оказались расколоты и погружены в междоусобия. Лишь постепенно, и прежде всего, усилиями правителя Алеппо, атабека Нур ад-Дина, и его преемника — султана Салах ад-Дина (прославленного в романо-германской традиции как Саладина) удалось сплотиться под лозунгами джихада. Однако решающий перелом в противоборстве наступил лишь к началу XIII в.
Маджд ад-Дин Усама ибн Муршид, представитель знатной и образованной семьи Бану Мункиз, из бедуинского племени кинана, которая правила небольшим городом Шайзар на севере Сирии, родился летом 1095 г. — за год до I крестового похода — и умер осенью 1188 г., через год после разгрома рыцарей Леванта Саладином. Таким образом, его можно с одинаковым правом назвать ровесником XII века христианского и VI века мусульманского летосчисления. Свою наполненную бурными событиями молодость и зрелые годы, прошедшие на службе у Зенгидов и Буридов — тюркских домов, управлявших Мосулом и Дамаском, а также у каирских халифов из династии Фатимидов, он описал в «Книге назидания» (Китаб ал-и‘тибар), которая признается образцом крайне редкого для арабской средневековой словесности жанра — автобиографии. Помимо живых батальных эпизодов и привлекающих своей непосредственной интонацией картин повседневной жизни Восточного Средиземноморья, «Книга назидания» замечательна тем местом, которое в ней занимают взаимоотношения между выходцами из двух враждебных миров — католиками-«франками», с одной стороны, суннитами и шиитами — арабами, тюрками и курдами — с другой. Все это делает своеобразные мемуары Усамы ибн Мункиза единственным в своем роде свидетельством драматической и яркой эпохи в истории Ближнего Востока.
На встрече мы поговорим с автором иллюстраций, художником, оживившим истории «Книги назидания» Михаилом Станиславовичем Акимовым, который расскажет, почему «Книга назидания» является для него одним из самых важных произведений; а также побеседуем с историком-медиевистом Тимуром Казбековичем Кораевым, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры стран Центральной Азии и Кавказа ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова.
Михаил Акимов родился в 1964 году в Москве. Окончил биологическую школу и МАрхИ. Участвовал в экспедициях НИИ Культуры и клуба «Полярный Одиссей». С Олегом Шумаковым путешествовал по Камбодже и Югу России. Член МСХ. Занимался проектированием интерьеров и монументальной живописью. Книжный график. Создатель художественных проектов: «Живой Пушкин», Пуш.дом (СПБ); «Пушкин в Америке», музей Ахматовой в Фонтанном доме» (СПБ); «Мурзилки русской души», галерея «Борей» (СПБ); «Пушкин и я», галерея музея А. Пушкина на Арбате (Москва); «Камбоджа. Бег застывшего времени», Дарвиновский музей (Москва).
Кораев Тимур Казбекович — доцент, кандидат исторических наук. Владеет английским, французским, испанским, арабским, персидским, турецким языками. Стажировался при Научно-исследовательском институте арабского и мусульманского мира (IREMAM) Национального центра научных исследований (CNRS, Экс-ан-Прованс, Франция, 2007); работал над проектом «Этничность в средневековом мусульманском мире: пример Ирана (IX – XVIII вв.)» при Центре тюркских, османских, балканских и среднеазиатских исследований (CETOBAC) Национального центра научных исследований и Высшей школы социальных наук (Париж, Франция, 2010).
Не забудьте взять с собой паспорт или другой документ с Вашей фотографией для получения гостевого билета, если у Вас не оформлен читательский билет.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.