«Вторая Мировая: Стороны Света» // Встреча №2. Парижская Опера между Оккупацией и Освобождением

Библиотека иностранной литературы продолжает цикл, представляющий историю Второй мировой войны с разных сторон света и из разных стран мира.

Другие события

Ранним утром 23 июня 1940 г. Адольф Гитлер прибыл в Париж. Согласно условиям мирного договора во французской столице была установлена немецкая оккупационная администрация, существовавшая параллельно с органами режима Виши. Опустевшая Опера стала одним из первых парижских учреждений, посещённых фюрером во французской столице; «чёрные годы» оккупации продлятся до лета 1944 г. 

В то же время и французские, и немецкие власти желали скорейшего возобновления парижских оперных сезонов, а большинство артистов предпочло остаться в столице. Мотивы такой collaboration artistique были различны: от симпатий к фашизму и карьерных устремлений до попыток сохранить моральный дух французской публики, показав, что французское искусство осталось непобеждённым. Директор Оперы Жак Руше и главный хореограф (русского происхождения) Серж Лифарь стали символами этой противоречивой позиции, сохранив театр и поставив ряд премьер, которые определили историю театрального искусства середины ХХ в. (Le Roi d’Ys, Suite en blanc). 

Несмотря на многомиллионные субсидии, Парижская Опера должна была сводить годовой баланс в то время, когда половина расходов вишистского бюджета уходила на выплаты оккупантам, ресурсов — от угля и электричества до продуктов питания — катастрофически не хватало, а трудоспособные рабочие и артисты находились под постоянной угрозой отправки на принудительные работы в Германию. Восстановленная Республика продолжила политику поддержки театра (который были вынуждены временно покинуть Руше и Лифарь), а публика неизменно заполняла залы Дворца Гарньер. Тем самым Опера была сохранена для французской музыки, пережив один и самых сложных и противоречивых периодов своей истории.

Лектор: Александр Головлев —  научный сотрудник НИУ ВШЭ, в 2019 г. стипендиат программы ATLAS FMSH/ЦФРИ. В сферу интересов Александра входит сравнительная история европейского театра, культурная дипломатия Франции и Советского Союза, роль музыки и музыкантов при диктатуре.

Встреча пройдёт в формате видео-конференции на платформе Zoom. За час до мероприятия всем зарегистрировавшимся участникам придёт ссылка на онлайн-аудиторию на почту.

Также прямую трансляцию лекции можно будет посмотреть на странице Франкотеки в Facebook.

Поделиться:

854 дня назад
3 июня 2020 19:00–20:30

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Есть вопросы?

Напишите нам, и мы обязательно вам ответим. Много интересного уже есть в нашей базе знаний.

Участник Организатор

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов